МО г. Ивантеевка, ул. Пионерская, дом 11, пом. 008
Телефон: +7 (985)3-555-000

МО г. Королев, проезд Макаренко, д.1
Телефон: +7 (985)3-55555-2

Электронный адрес: 79853555000@yandex.ru                  

Как реагировать на повторяющиеся вопросы ребенка с аутизмом?

Возможные причины повторяющихся вопросов и стратегии для изменения поведения

Почти все дети с нейротипичным развитием проходят стадии «почемучек», когда они задают практически бесконечные вопросы. То же самое происходит с детьми с аутизмом или синдромом Аспергера, однако такие дети порою задают один и тот же вопрос снова, снова и снова, что может выводить из себя родителей и других людей, с которыми они общаются. Подобная проблема может встречаться и у взрослых людей с аутизмом, но в этой статье речь пойдет только о стратегиях в связи с повторяющимися вопросами у детей.

Причины повторяющихся вопросов могут быть разными, и потому наша реакция на эти вопросы тоже должна быть различной в зависимости от причины. За повторяющимся вопросом могут стоять определенные эмоции, факторы окружающей среды или другие переменные. Как и в случае с любым другим поведением, родителям стоит сначала стать «детективом поведения» и проанализировать, что конкретно предшествует повторяющимся вопросам. Это поможет определить их конкретную причину.

Повторяющиеся, однообразные вопросы – распространенная черта людей с аутизмом, однако такое поведение имеет разные и весьма серьезные причины.

Почему человек может задавать одни и те же вопросы много раз

Для людей в спектре аутизма может быть характерно повторяющееся поведение или эхолалия, и повторяющиеся вопросы могут привлекать их именно по этой причине. Повторяющийся вопрос обеспечивает рутину – один и тот же вопрос, на который каждый раз дается один и тот же ответ.

В других случаях у ребенка могут быть проблемы с выражением своих мыслей, поэтому, когда он не может сформулировать, что он хочет спросить, он задает привычный вопрос. Аналогичным образом, причиной может быть потребность в коммуникации – ребенок хочет поговорить с вами, но не знает, как инициировать или поддержать разговор.

Причина может быть и в эмоциональном состоянии – ребенок может быть напуган или расстроен, и «безопасное» повторяющееся занятие помогает ему успокоиться. Кроме того, вопросы могут быть способом продемонстрировать собственные знания, поскольку вы будете подтверждать то, что ребенок уже знает.

Альтернативные методы коммуникации, например, доски с картинками, могут быть нужны даже тем людям с аутизмом, которые пользуются речью. Такие средства могут подсказать тему для разговора или стать подсказкой для формулирования мысли вместо повторяющегося вопроса.

Краткосрочные вмешательства

Стратегии, которые вы используете, зависят от того, что, по вашему мнению, мотивирует повторяющиеся вопросы. Самая простая стратегия – написать ответ на листе бумаги и просто давать ее ребенку каждый раз, когда он задает вопрос, если за этим поведением не стоит какой-то проблемы, на которую нужно обратить внимание.

Если ребенок занимается с логопедом, то, возможно, нужно будет напомнить ребенку о стратегиях реагирования на повторяющиеся вопросы, которые применяются с логопедом.

Можно ограничить количество раз, когда можно задать один и тот же вопрос. Выделите «правила» для ребенка и обсудите с ним варианты действий. Дайте ребенку понять, что он может выбрать другую тему, и в этом случае вы продолжите говорить с ним. Возможно, будет полезно предложить ему несколько тем для разговора на выбор. Вы можете написать социальную историю, чтобы показать ребенку, как реагируют люди, если слишком часто задавать им один и тот же вопрос.

Если ваш ребенок таким образом пытается сказать что-то еще, то вы можете предложить вспомогательную технологию для коммуникации, например, доску для картинок и историй, чтобы перейти на другую тему.

Очень важно стараться перевести ребенка на другую тему разговора, так как в этом случае ваше общение не прервется и позитивные аспекты социального взаимодействия сохранятся. В противном случае, вы рискуете тем, что ребенок почувствует себя наказанным за попытки общаться с вами.

Если ребенок пытается продемонстрировать свои познания, то задайте этот же вопрос ему, чтобы посмотреть, может ли он на него ответить.

Если однообразные вопросы вызваны стрессом или тревожностью, то вам нужно обратить внимание на причину, а не на следствие. Возможно, ребенка расстраивают какие-то изменения в привычном распорядке дня, или приближающиеся перемены. Подумайте об использовании социальных историй для адаптации к новым занятиям.

Визуальное расписание дня – один из эффективных способов сделать окружающий мир более предсказуемым для ребенка. Это может уменьшить повторяющиеся вопросы и другие проблемы, вызванные тревожностью.

Долгосрочные вмешательства

Как и в случае краткосрочных стратегий, долгосрочные вмешательства зависят от того, что, по вашему мнению, мотивирует повторяющиеся вопросы.

Используйте вспомогательные технологии, например, доски с картинками для коммуникации, если ребенку нужна помощь в выражении своих мыслей и потребностей.

Обратитесь к логопеду для развития навыков ведения разговора с помощью сценариев, которые можно будет практиковать в различных ситуациях и с разными людьми. Заведите записную книжку для тем разговора, где отмечайте все темы, о которых ребенок мог бы поговорить с другими людьми.

Старайтесь уменьшить стресс и тревожность, создавая стабильный распорядок дня, и используйте настенное визуальное расписание, чтобы ребенок понимал, что будет происходить в каждый день недели. Тщательно планируйте заранее, как вы будете знакомить ребенка с новыми занятиями или условиями с помощью визуального расписания.

Если ребенок задает повторяющиеся вопросы, чтобы продемонстрировать свои знания, то поощряйте их демонстрировать свои познания более приемлемым образом. Например, пусть ребенок, который увлекается бабочками, начнет писать собственную книгу о бабочках.

Источник: www.outfund.ru
Перевод: Елизавета Морозова