МО г. Ивантеевка, ул. Пионерская, дом 11, пом. 008
Телефон: +7 (985)3-555-000

МО г. Королев, проезд Макаренко, д.1
Телефон: +7 (985)3-55555-2

Электронный адрес: 79853555000@yandex.ru                  

FLOORTIME (Игровое время)

Этот подход противопоставляется поведенческому. Хотя на практике они могут неплохо сочетаться. В течение шестидесяти лет способы лечения расстройств аутистического спектра фокусировались на симптоматике и внешних проявлениях заболевания, оставляя без внимания более глубоко сидящие проблемы. В результате, были достигнуты определенные улучшения у отдельных детей, но они были ограничены лишь изменениями в поведении, тогда как для многих детей прогноз на будущее был глубоко пессимистичным.

По предварительным данным, у одного из 166 детей наблюдаются те или иные формы РАС. Но сегодня для этих детей возможно и более счастливое будущее. С применением индивидуального, всеобъемлющего подхода к оценке состояния и лечению ребенка, который является основой для здорового развития (который будет в дальнейшем описан более подробно), многие дети с расстройствами аутистического спектра могут достигать прогресса, который выходит за рамки привычной цели – сделать их «высоко функциональными».

Официальное название этого подхода – эволюционная модель, основанная на индивидуальных различиях ребенка и взаимоотношениях с ним (DIR). Так же часто его называют как « Floortime» - «игровое время». Floortime на самом деле является основной стратегией DIR подхода.

Целью лечения при помощи DIR/Floortime является построение основ для здорового развития, нежели просто коррекция поведения ребенка. Благодаря этому подходу дети могут научиться тем навыкам, которыми они не смогли овладеть в процессе развития, а именно – придерживаться общепринятых правил, устанавливать близкие взаимоотношения с другими людьми, творчески и логически мыслить.

Из-за недостатка информации, мы не знаем, какому количеству детей с РАС программа DIR/Floortime помогла достигнуть аналогичного уровня мышления и социальных навыков. Хотя среди детей, с которыми мы работаем, мы можем выделить такой процент. А так же мы обратили внимание, что эта программа также помогает детям, которые показывают лишь незначительные улучшения, быть более дружелюбными, вовлеченными в процесс и более общительными, достигая тем самым более высоких результатов, чем от них можно было ожидать в прошлом.

Такие результаты не могут быть достигнуты программами, которые работают, основываясь лишь на симптомах болезни, и которые ограничивают потенциальные возможности развития ребенка своими пессимистичными прогнозами. Программы, построенные на симптомах болезни и направленные только на модификацию поведения ребенка, подразумевают, что дети с РАС никогда не смогут выстраивать близкие взаимоотношения с другими, научиться сопереживать и творчески подходить к решению проблем.

В противовес им программа, описанная в этой книге, не останавливается просто на симптомах, она проникает вглубь проблемы аутизма, рассматривает ее изнутри. И благодаря этому ребенок получает шанс продолжить развиваться в направлении, которое приведет его к полноценному общению с другими людьми и получению удовольствия от него.

DIR/Floortime модель была описана Национальной Академией Наук (NAS) в своем докладе «Обучение Детей с Аутизмом» как одно из главных направлений изучения в настоящее время. NAS также признала, что современные разработки выходят за рамки создания определенного поведения и все больше фокусируются на естественном (или сопровождающем) обучении, закладывая базу для здорового развития ребенка.

Floortime - это сердце DIR модели и всеохватывающей программы для детей с разными нарушениями в развитии, включающими РАС. Как мы уже рассказывали, эта всесторонняя программа учитывает уровень эмоционального развития ребенка и помогает выстроить взаимоотношения, основанные на его индивидуальных особенностях, благодаря чему ребенок проходит дальнейшие стадии развития. Эта программа включает в себя не только Floortime, но и различные способы лечения, образовательные программы, рекомендации родителям и интенсивные школьные и домашние программы, а так же другие возможности для обучения, такие как музыкальные занятия, игровые группы, гимнастические классы и т.д. Floortime же является частью повседневной жизни и может быть вовлечено во многие другие части программы.

Floortime рассматривается с двух сторон: во-первых, это особая техника вхождения в мир ребенка – когда родитель или специалист «опускается на пол», чтобы повзаимодействовать с ребенком в течение 20 или более минут, а во-вторых, Floortime - это понятие, характеризующее в целом любое взаимодействие с ребенком в течение дня.

Floortime имеет две основные цели. Иногда эти цели объединяются в одну, иногда могут казаться противоречащими друг другу, но всегда они обе должны приниматься во внимание. Одна из них, о которой мы будем в дальнейшем очень много говорить, заключается в следовании за инициативой ребенком, в использовании интересов детей для взаимодействия. Почему мы должны следовать за инициативой ребенка? Ведь не зря же в конце концов с давних времен учителя придерживались того принципа, что взрослые не должны позволять детям делать все, что они хотят, потому что дети всегда действуют согласно своим инстинктам и если их не ограничивать, они не научатся держать себя в с социальных рамках.

Но во Floortime мы используем интересы ребенка как окно в его эмоциональную и интеллектуальную жизнь. Наблюдая за тем, что нравится делать ребенку, мы получаем картину, отражающую его внутренний мир, где он чувствует себя в безопасности и получает удовольствие. Если ребенок безучастно рассматривает вентилятор, монотонно трет пятно на полу или ходит по своим игрушкам, может показаться, что как раз эти действия мы должны пресекать. Но многие из этих действий могут быть значимыми и доставлять удовольствие ребенку.

Следовательно, мы начинаем спрашивать себя «Почему мой ребенок делает это?». То, что наш ребенок болен, не дает нам ответ на этот вопрос. Ребенок может иметь нарушение или комплекс проблем, но он – это не нарушение, и не комплекс проблем. Он – это человек, со своими чувствами желаниями и стремлениями. Если дети не могут выразить свои желания, сказать, чего они хотят, мы должны сами догадаться, что может доставить им удовольствие. Поэтому Floortime мы начинаем следовать за ребенком, мы присоединяемся к нему в его собственном мире.

Второй целью Floortime является вовлечение ребенка в реальный мир. Однако, мы не хотим тянуть его силой, при помощи подталкиваний или криков. Мы хотим, чтобы он сам захотел быть в одном мире с нами. По тем или иным причинам ребенок делает для себя выбор – погрузиться в свой собственный мир, спрятаться в нем от внешнего мира, быть эгоцентричным и отстраненным. Таким образом, разумным объяснением первой цели будет следующее: ребенок чувствует себя ближе к вам, если он видит, что вы уважаете и разделяете его интересы.

C того момента, когда ребенок получает удовольствие от взаимодействия с нами, мы начинаем помогать ему развивать коммуникативные навыки, способность к установлению взаимоотношений и мышление. Мы хотим вернуть детей в наш общий мир для того, чтобы помочь им стать сопереживающими, логически мыслящими, творческими и способными к рефлексии личностями.

Каким же образом наша первая цель, «следование за инициативой ребенка», поможет ему достигнуть успеха? Она подводит нас к сущности метода Floortime. Для того, чтобы ребенок смог пройти все шесть основных стадий развития мы используем разработанную стратегию, согласно которой сначала мы следуем за ребенком в его мир, а в дальнейшем мы завлекаем его в наш мир, так, что он сам хочет учиться чему-то новому.

Например, если ребенок хочет всегда играть со своей любимой игрушкой и не проявляет никакого интереса к взаимодействию с другими, мы можем использовать описанную стратегию следующим образом: мы осторожно берем его игрушку, кладем себе на голову и делаем глупое лицо и наблюдаем, потянется ли он за ней. Затем мы на его глазах выносим игрушку за дверь и оставляем ее там. Если он начнет стучать по двери, чтобы ему вернули ее назад, мы спросим: « Я могу тебе помочь?» Довольно скоро он возьмет нашу руку и положит ее на дверную ручку. Возможно, в конце концов, он скажет: «Открой», побуждая нас открыть ему дверь, чтобы он мог вернуть себе любимую игрушку. Таким образом, следуя за интересами ребенка, мы привлекли внимание ребенка, и побудили его не только ко взаимодействию и целенаправленной деятельности, но и к процессу принятия решения и даже употреблению слов. Эта стратегия применима даже к самым замкнутым и апатичным детям.

Некоторые дети могут сосредотачиваться только на чем-нибудь одном, и для них является очень трудным воспринимать что-то и логически мыслить при этом. Чтобы помочь таким детям, специалист должен плавно влиться в его игру и стать ее частью, нежели просто врываться без приглашения. Это благоприятно способствует дальнейшему формированию диалога с ребенком. Иногда все, что необходимо – это лишь помочь ребенку сформировать свои собственные цели. Если ребенок просто катает туда-сюда свою машинку, а мы сложим свои ладони и сделаем из них туннель, он, увидев это, может улыбнуться нам и покатить машинку в этот туннель. Теперь мы будем вместе с ним заняты одной деятельностью, которая объединяет нас. В конце концов, мы можем произнести слово «машинка» и он может повторить его. Мы даже можем предоставить ему выбор: « Ты хочешь покатать ее в туннеле или в домике?» Он может ответить «Дом» и изобразить игрушечный домик. Далее мы придумываем другие ситуации, где так же будем использовать слова.

Во Floortime мы следуем за интересами ребенка, чтобы проникнуть в его эмоциональный мир, а затем создать ряд задач и возможностей, которые помогут ему достигнуть более высокого уровня коммуникации, взаимоотношений и мышления. В процессе достижения этого уровня ребенок параллельно укрепляет и улучшает те возможности и умения, которые у него уже есть. Если они кажутся не очень нужными, мы хотим сделать их более нужными и ценными. Floortime - это не перечисление того, что надо делать с ребенком, а чего не надо, это процесс, в котором вы и ваш ребенок постоянно чему-то учитесь. Следование за инициативой ребенка – это вовсе не комментирование его действий или повторение его движений, это глубокое взаимодействие с ребенком, полное погружение в мир его интересов. Поскольку ребенок должен сам захотеть играть с вами в его мире, очень важно с помощью внимательного наблюдения понять, что ему на самом деле интересно. Эти интересы могут быть скрыты глубоко внутри его необычного поведения.

Отрывки из перевода Александры Грушевской