МО г. Ивантеевка, ул. Пионерская, дом 11, пом. 008
Телефон: +7 (985)3-555-000

МО г. Королев, проезд Макаренко, д.1
Телефон: +7 (985)3-55555-2

Электронный адрес: 79853555000@yandex.ru                  

Оценка способности слушать или Нужна ли мне Томатис-терапия

Мы не можем «увидеть» процесс слушания, мы можем проверить его только косвенно - через наличие или отсутствие навыков, которые связаны с ним тем или иным образом. Этот контрольный список предлагает каталог таких навыков и дает возможность вам самостоятельно оценить развитие слушательских навыков у себя или вашего ребенка. В нем не имеется никакой оценочной шкалы. Если какие-то из перечисленных явлений имеют отношение к вам, они могут свидетельствовать о недостаточно развитых слушательских способностях.

История развития

Знание этих причин является чрезвычайно важным, поскольку может помочь своевременно выявить и предотвратить проблемы со слухом:

  • патология беременности
  • тяжёлые роды
  • раннее отдаление от матери
  • задержка моторного развития
  • задержка развития языковых навыков
  • часто повторяющиеся инфекционные болезни уха

Восприимчивое слушание

Это слушание, которое направлено вовне. Оно помогает нам воспринимать события окружающего мира, т.е. то, что происходит дома, на работе или в классной комнате. О его недостаточной развитости говорит:

  • недостаток фиксации внимания
  • рассеянность
  • «нечувствительность» по отношению к определённым звукам
  • неверное истолкование вопросов
  • путаница слов, подобных по звучанию
  • потребность в частом повторении отдельных слов или фраз
  • неспособность выполнять последовательные команды

Выразительное слушание

Это локальное слушание, которое мы используем для того, чтобы контролировать свой голос, когда мы говорим или поем. О его недостаточной развитости говорит:

  • «плоский» и монотонный голос
  • прерывистая речь, заикание
  • бедный словарный запас
  • упрощенная структура предложения
  • злоупотребление стереотипными выражениями
  • неспособность правильно интонировать, пропевать мелодии
  • путаница букв
  • плохое понимание прочитанного материала
  • затруднения при чтении вслух
  • неспособность писать под диктовку

Моторные навыки

Вестибюль, являющийся частью внутреннего уха, отвечает за равновесие, координацию и положение тела. Перечисленные признаки помогут выявить наличие вестибулярных проблем:

  • плохая осанка
  • беспокойное поведение
  • неуклюжие, нескоординированные движения
  • слабое чувство ритма
  • корявый почерк
  • неорганизованность
  • путаница «левого» и «правого» пространства
  • слабое физическое развитие

Уровень энергии

Ухо действует, как генератор, снабжая нас энергией, необходимой для полноценной жизни. Перечисленные явления могут указывать на проблемы со слушанием:

  • трудности с пробуждением
  • усталость в конце дня
  • привычка откладывать на «потом»
  • неэффективная гипердеятельность
  • тенденция к депрессии
  • чувство обременённости проблемами

Поведенческая и социальная адаптация

Причинами нижеперечисленных проблем часто являются проблемы со слушанием:

  • неуверенность в себе
  • застенчивость
  • отсутствие друзей
  • обособленность (тенденция избегать других)
  • раздражительность
  • незрелость
  • отсутствие интереса к учебе/работе
  • отрицательное отношение к учебе/работе

  • Исследование обработки звуковой информации Подтесты TAPS (Test of Auditory Perceptual Skills - Проверка навыков слухового восприятия) До/После (%)
    Д. Росс-Свейн (Исследовательский центр Свейн) проанализировала результаты тестов до и после прохождения курса по программе "Томатис" для группе из 41 человека, выбранных наугад. Все они страдали нарушениями обработки слуховой информации, которые влияют на слуховое восприятие.

    Результаты теста после курса аудиотренировок по методу "Томатис" демонстрируют заметное улучшение способности использовать память для более эффективного слухового восприятия и коммуникации.

    Кол-во 41
    Обработка звуковой информации в целом 8.4/58.3
    Слуховая различительная способность 14.2/68.1
    Слуховая память, цифры 9.7/46.0
    Слуховая память, цифры в обратном порядке 19.1/37.4
    Слуховая память, слова 12.2/48.5
    Слуховая память, предложения 16.4/53.4
    Обработка звуковой информации 23.2/56.6
    Выполнение указаний 31.3 / 66.5
  • Исследование дю Плесси Показатели тревожности до/после курса

    Доктор дю Плесси (Университет Почефструм, Южная Африка) проводил исследования в группе из 29 студентов университета, страдающих тревожностью. Десять из них прошли курс аудиотренинга по программе "Томатис", 9 прошли курс психотерапии, а остальные 10 составили контрольную группу.

    Участники в группе "Томатис" продемонстрировали существенное снижение уровня тревожности, результаты для участников в группе психотерапии были неоднозначными, а в контрольной группе уровень тревожности остался без изменений.

    Другое исследование дю Плесси показало, что уровень тревожности участников группы "Томатис" оставался низким на протяжении 14,3 месяцев, а уровень их самоактуализации существенно возрос. В контрольной группе изменения не наблюдались.

    "Томатис" Психотерапия Контрольная
    Кол-во 10 9 10
    Шкала тревожности для детей (CAS) 9.6/7.6 11.0/11.3 18.4/7.7
    Шкала тревоги и тревожности Спилбергера (STAIC) - Тревожность 42.8/32.9 41.2/37.1 37.2/37.6
    Шкала тревоги и тревожности Спилбергера (STAIC) - Тревога 32.8/27.6 30.7/28.1 31.3/30.0

Проблемы обучаемости и поведения

Мета-анализ Гилмора Область Кол-во Средний прогресс (%)
В основу мета-анализа Т. Гилмора положено исследование с участием 225 детей, имеющих проблемы с обучением и коммуникацией. Этот анализ показывает, что аудиотренировки по программе "ТОМАТИС" оказывает благотворное воздействие по следующим показателям: лингвистической, когнитивной, психомоторной, индивидуальной и социальной адаптации. Лингвистика 225 41
Психомоторное развитие 153 32
Индивидуальная и социальная адаптация 225 31
Когнитивное развитие 152 30
Слушание 77 4

Исследование Уилсона (Больница при университете Норт Шор - Корнуэльский университет, Нью-Йорк) Тест Группа "ТОМАТИС"/Контрольная группа (% изменений)

В исследовании Б. Уилсона приняли участие 26 детей с проблемами речевого развития. Восемнадцать (18) детей прошли курс аудиотренировок по программе "ТОМАТИС", а 8 вошли в контрольную группу.

Результаты демонстрируют прогресс в группе "ТОМАТИС" по следующим показателям: коммуникация, слуховая восприимчивость и способность к воспроизведению звуков.

Кол-во 18 / 8
Шкала коммуникации WIG (тест разработан специально для исследования)
Оценка родителей 22 / 12
Оценка учителей 34 / 27
Лингвистический анализ (тест неуказан)
Воспроизведение звуков 86 / -9,s
Слуховая восприимчивость 38 / 3

Исследования 1 и 2 Института Брикволл Хауз (Восточный Суссекс, Англия) Тест Группа "ТОМАТИС"/Контрольная группа (% изменений)

В исследовании Института Брикволла приняли участие 47 детей с тяжелой формой дислексии (задержка чтения - 4/5 лет). Двадцать четыре (24) ребенка из этих 47 прошли курс аудиотренировок по программе "ТОМАТИС". Остальные 23 ребенка составили контрольную группу.

Результаты демонстрируют существенное различие между участниками групп в пользу группы "ТОМАТИС" по показателям скорости и выразительности чтения.

Кол-во 12/12 или 24/24 в зависимости от теста
Пассивный словарный запас (Британская шкала оценки словарного запаса по картинкам) 19 / 4,s
Тест общего уровня подготовки - Чтение (исходные данные) - Чтение 51,s / 19, s
Тест общего уровня подготовки - Правописание (исходные данные) - Выразительность 53 / 20,s
Беглость речи (исходные данные) 52 / 39,s
Оценка чтения по системе Нила (точность) 21 / 11
Оценка чтения по системе Нила (понимание прочитанного) 19 / 7

Исследование Скандинавского Центра "ТОМАТИС" (Швеция) Область До/После (% изменений)

Шведский центр "ТОМАТИС" провел исследование влияния аудиотренировок по программе "ТОМАТИС" с участием 56 человек.

Исследование зафиксировало существенный прогресс по показателям концентрации внимания и энергии, а также двигательной активности и адаптивности.

Кол-во = 56  
Концентрация внимания 20
Двигательная активность 12
Выразительность 10
Энергичность 11
Поведение и адаптивность 12

Аудиовокальные тренировки (метод А. Томатиса)

Первая консультация, включающая тестирование (составление программы курса, скрининговая диагностика, курирование процесса терапии, сопровождение нейропсихолога, сертифицированного специалиста по аудио-вокальной терапии) 3000 руб.
1-ая сессия: продолжительность – 30 часов 24000 руб.
Вторая консультация, включающая промежуточное тестирование (корректировка программы после первой сессии) 3000 руб.
Стоимость 1 часа занятий 800 руб.
2-ая сессия: продолжительность – 30 часов 24000 руб.
Запись голоса мамы 3000 руб.
3-я сессия: продолжительность – 20 часов 16000 руб.