Оценка способности слушать или Нужна ли мне Томатис-терапия
Мы не можем «увидеть» процесс слушания, мы можем проверить его только косвенно - через наличие или отсутствие навыков, которые связаны с ним тем или иным образом. Этот контрольный список предлагает каталог таких навыков и дает возможность вам самостоятельно оценить развитие слушательских навыков у себя или вашего ребенка. В нем не имеется никакой оценочной шкалы. Если какие-то из перечисленных явлений имеют отношение к вам, они могут свидетельствовать о недостаточно развитых слушательских способностях.
История развития
Знание этих причин является чрезвычайно важным, поскольку может помочь своевременно выявить и предотвратить проблемы со слухом:
- патология беременности
- тяжёлые роды
- раннее отдаление от матери
- задержка моторного развития
- задержка развития языковых навыков
- часто повторяющиеся инфекционные болезни уха
Восприимчивое слушание
Это слушание, которое направлено вовне. Оно помогает нам воспринимать события окружающего мира, т.е. то, что происходит дома, на работе или в классной комнате. О его недостаточной развитости говорит:
- недостаток фиксации внимания
- рассеянность
- «нечувствительность» по отношению к определённым звукам
- неверное истолкование вопросов
- путаница слов, подобных по звучанию
- потребность в частом повторении отдельных слов или фраз
- неспособность выполнять последовательные команды
Выразительное слушание
Это локальное слушание, которое мы используем для того, чтобы контролировать свой голос, когда мы говорим или поем. О его недостаточной развитости говорит:
- «плоский» и монотонный голос
- прерывистая речь, заикание
- бедный словарный запас
- упрощенная структура предложения
- злоупотребление стереотипными выражениями
- неспособность правильно интонировать, пропевать мелодии
- путаница букв
- плохое понимание прочитанного материала
- затруднения при чтении вслух
- неспособность писать под диктовку
Моторные навыки
Вестибюль, являющийся частью внутреннего уха, отвечает за равновесие, координацию и положение тела. Перечисленные признаки помогут выявить наличие вестибулярных проблем:
- плохая осанка
- беспокойное поведение
- неуклюжие, нескоординированные движения
- слабое чувство ритма
- корявый почерк
- неорганизованность
- путаница «левого» и «правого» пространства
- слабое физическое развитие
Уровень энергии
Ухо действует, как генератор, снабжая нас энергией, необходимой для полноценной жизни. Перечисленные явления могут указывать на проблемы со слушанием:
- трудности с пробуждением
- усталость в конце дня
- привычка откладывать на «потом»
- неэффективная гипердеятельность
- тенденция к депрессии
- чувство обременённости проблемами
Поведенческая и социальная адаптация
Причинами нижеперечисленных проблем часто являются проблемы со слушанием:
- неуверенность в себе
- застенчивость
- отсутствие друзей
- обособленность (тенденция избегать других)
- раздражительность
- незрелость
- отсутствие интереса к учебе/работе
- отрицательное отношение к учебе/работе
[widgetkit id=81]
Проблемы обучаемости и поведения
Мета-анализ Гилмора | Область | Кол-во | Среднийпрогресс (%) |
В основу мета-анализа Т. Гилмора положено исследование с уча стием 225 детей, имеющих проблемы с обучением и коммуникацией. Этот анализ показывает, что аудиотренировки по программе "ТОМАТИС" оказывает благотворное воздействие по следующим показателям: лингвистической,когнитивной, психомоторной, индивидуальной и социальной адаптации. | Лингвистика | 225 | 41 |
Психомоторное развитие | 153 | 32 | |
Индивидуальная и социальная адаптация | 225 | 31 | |
Когнитивное развитие | 152 | 30 | |
Слушание | 77 | 4 |
Исследование Уилсона (Больница при университете Норт Шор - Корнуэльский университет, Нью-Йорк) | Тест | Группа "ТОМАТИС"/Контрольная группа (% изменений) |
В исследовании Б. Уилсона приняли уча стие 26 детей с проблемами речевого развития. Восемнадцать (18) детей прошли курс аудиотренировок по программе "ТОМАТИС", а 8 вошли в контрольную группу. Результаты демонстрируют прогресс в группе "ТОМАТИС" по следующим показателям: коммуникация, слуховая восприимчивость и способность к воспроизведению звуков. |
Кол-во | 18 / 8 |
Шкала коммуникации WIG (тест разработан специально для исследования) | ||
Оценка родителей | 22 / 12 | |
Оценка учителей | 34 / 27 | |
Лингвистический анализ (тест неуказан) | ||
Воспроизведение звуков | 86 / -9,s | |
Слуховая восприимчивость | 38 / 3 |
Исследования 1 и 2 Института Брикволл Хауз (Восточный Суссекс, Англия) | Тест | Группа "ТОМАТИС"/Контрольная группа (% изменений) |
В исследовании Института Брикволла приняли участие 47 детей с тяжелой формой дислексии (задержка чтения - 4/5 лет). Двадцать четыре (24) ребенка из этих 47 прошли курс аудиотренировок по программе "ТОМАТИС". Остальные 23 ребенка составили контрольную группу. Результаты демонстрируют существенное различие между участниками групп в пользугруппы "ТОМАТИС" по показателям скорости и выразительности чтения. |
Кол-во | 12/12 или 24/24 в зависимости от теста |
Пассивный словарный запас (Британская шкала оценки словарного запаса по картинкам) | 19 / 4,s | |
Тест общего уровня подготовки - Чтение (исходные данные) - Чтение | 51,s / 19, s | |
Тест общего уровня подготовки - Правописание (исходные данные) - Выразительность | 53 / 20,s | |
Беглость речи (исходные данные) | 52 / 39,s | |
Оценка чтения по системе Нила (точность) | 21 / 11 | |
Оценка чтения по системе Нила (понимание прочитанного) | 19 / 7 |
Исследование Скандинавского Центра "ТОМАТИС" (Швеция) | Область | До/После (% изменений) |
Шведский центр "ТОМАТИС" провел исследование влияния аудиотренировок по программе "ТОМАТИС" с участием 56 человек. Исследование зафиксировало существенный прогресс по показателям концентрации внимания и энергии, а также двигательной активности и адаптивности. |
Кол-во = 56 | |
Концентрация внимания | 20 | |
Двигательная активность | 12 | |
Выразительность | 10 | |
Энергичность | 11 | |
Поведение и адаптивность | 12 |
Аудиовокальные тренировки (метод А. Томатиса)
Первая консультация, включающая тестирование (составление программы курса, скрининговая диагностика, курирование процесса терапии, сопровождение нейропсихолога, сертифицированного специалиста по аудио-вокальной терапии) | 3000 руб. |
1-ая сессия: продолжительность – 30 часов | 24000 руб. |
Вторая консультация, включающая промежуточное тестирование (корректировка программы после первой сессии) | 3000 руб. |
Стоимость 1 часа занятий | 800 руб. |
2-ая сессия: продолжительность – 30 часов | 24000 руб. |
Запись голоса мамы | 3000 руб. |
3-я сессия: продолжительность – 20 часов | 16000 руб. |