МО г. Ивантеевка, ул. Пионерская, дом 11, пом. 008
Телефон: +7 (985) 3-555-000
E-mail: rechezvetikivant@mail.ru

Floortime родителям

Floortime родителямИгра - короткое слово, но сколько в этом слове философии, эмоции и энергии. Многие родители и специалисты боятся его, некоторые не могут представить существование без игры. Почему мы боимся играть? И почему нас так притягивает волшебство игры? Игра – это не только любимое занятие детей и ведущий вид деятельности дошкольников, она очень важна для развития личности. Именно в ней формируются основные новообразования, развитие коммуникации, речи, логического и творческого мышления, освоение социальных правил. В игре ребенок учится справляться со своими чувствами, эмоциями, проживает и решает сложные, запутанные ситуации. Кроме этого, игра обучает ребенка самопомощи. Игра необходима для детей, она приносит им удовольствие, восторг и счастье. Такой эмоциональный настрой создает фундамент для здорового развития, а это позитивно как с точки зрения психологического, так и физиологического развития.

Не существует детей, которые не любят играть, но есть такие, для которых игра - это тяжелая, запутанная и непонятная деятельность. Они боятся открыть свой внутрений мир другим, боятся сделать шаг вперед и переступить через трудности. Такие дети замыкаются, закрываются и прячутся от окружающего мира и даже от близких им людей – родителей. Для того чтобы помочь таким детям, необходимо учитывать их особенности развития, их индивидуальность и понимать систему отношений – все это входит в концепцию DIR. Ее часто именуют методикой Floortime. Floortime – это основополагающая стратегия в рамках концепции DIR.

Стратегия занятий с детьми с расстройством аутистического спектра (и не только) под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на уровне ребенка») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году. Стенли Гринспен (1941 – 2010) – крупнейши в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма. Он был признанным авторитетом в сфере клинической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения развития. Доктор Стенли Гринспен является автором более 40 книг, переведенных более чем на двенадцать языков; его статьи печатаются ведущими СМИ всего мира.

Работа над внешними сторонами поведения и симптомами - это не главная цель терапии в рамках концепции DIR и методики Floortime. В первую очередь внимание уделяется созданию фундамента для здорового развития. Благодаря данному подходу, дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к теплым, приятным отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению и, в различной степени, логическому, творческому и абстрактному мышлению. Для многих детей, которые занимались по данной методике, открылись новые возможности, они приобрели способности, которые считались для детей с РАС недостижимыми. У них появились теплые и близкие отношения с семьей и сверстниками, развились сложные речевые навыки. Они стали справляться не только с учебными дисциплинами, но и приобрели такие интеллектуальные способности, как спонтанное мышление, умение рассуждать, понимать рассуждения, научились сопереживать другим.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Игрой руководит ребенок, а взрослые присоединяются к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки. Также одним из преимуществ этого подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома. Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии (в отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов).

Floortime – это центральный элемент концепции DIR. У Floortime есть две основные задачи:

  1. Следовать за ребенком или использовать его естественные интересы.
  2. Ввести ребенка в наш мир. При чем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире с нами.

Цель программы – продвижение ребенка вверх по лестнице развития.

Floortime – это процесс, в ходе которого Вы с ребенком постоянно чему-то учитесь. Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. Например, если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, Вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант – улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае у Вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что Вы не хотите его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли Вы продолжать его игру. Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что Вы собираетесь прервать его занятие, он пустит Вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится.

Не забывайте об актуальном уровне развития ребенка. Родители часто испытывают разочарование из-за того, что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть. Если Вам в голову приходит такая мысль, значит, Вы не следуете за своим ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним расширять данные действия. Например, если малыш играет с животным и неожиданно начинает двигаться, не спешите, проверьте, может быть ему захочется, чтобы рядом были другие животные, и Вы сами не заметите, как начнете уже вместе формировать стаю или кормить их. Не думайте о том, что делать дальше, а заботьтесь о том, чтобы оставаться в игре, которую придумал Ваш ребенок – это очень важно, если Вы хотите углубить и расширить его интересы или занятия.

Основные правила игры по принципам FLOORTIME.

  1. Начинайте игру с любимых предметов или действий, даже если это неодушевленные сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.
  2. Будьте артистичными в подстройке под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно и весело, и Вы тоже должны получить удовольствие от такого взаимодействия!
  3. Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый , приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание – если ребенок не говорит, или только начал осваивать речь, то Ваша собствен ная речь не должна быть сложно построенной – используйте для общения отдельные слова или простые предложения.
  4. Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).
  5. Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.
  6. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
  7. Переносите игру в ново е место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.

Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков. Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Или он чувствителен к прикосновениям – тогда и игры будут без непосредственных соприкосновений. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку.

Чего вы можете добиться, применив эту методику?

  • Эмоциональный контакт с малышом
  • Взаимодействия в диалоге
  • Удовольствие от общения
  • Улучшение саморегуляции
  • Гармонизация сенсорной сферы
  • Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
  • Понимание и управление личными эмоциями
  • Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
  • Умение идти на компромисс
  • Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
  • Развитие самосознания и самооценки
  • Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
  • Построение Я-концепции.

Флортайм реализуется в работе с:

  1. Детьми с аутизмом
  2. Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность.
  3. Детьми с трудностями адаптации и социализации
  4. Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что некоторые дети играют по-особенному.

Гомозова Елена, DIR-логопед, эксперт и преподаватель DIR/FLOORTIME, Россия
Телин Катрин, DIR-психолог, специалист среднего уровня DIR/FLOORTIME, Чехия.

Как отвечать на вопросы ребёнка про особых детей

Как отвечать на вопросы ребёнка про особых детейКолонка Наташи Ремиш, автора социального мультфильма об особенных детях "Про Диму".

В России 617 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что общество "сменило гнев на милость", эти дети очень одиноки. Большинство из них живет в изоляции. Перемещаясь между специализированными институтами (школы, больницы, реабилитационные центры), они лишь иногда попадают на детские площадки или в другие места из так называемой нормотипичной жизни. Казалось бы, эти редкие моменты детского общения должны приносить ребёнку радость, но на практике получается иначе.

Дети с нормой развития к подобным встречам обычно не готовы. Многие впервые видят ребёнка с инвалидностью и обрушиваются на него или на родителей валом вопросов и комментариев: "Почему он такой? Я заражусь? Я не хочу с ней играть, она не красивая. Ты мычишь, ты дурак?" И тд. Детскую непосредственность невозможно контролировать, а чувство такта можно воспитывать лишь поступательно. Если вы когда-нибудь оказывались в такой ситуации, вы знаете, насколько она щепетильна и не комфортна.

Родители ребёнка с нормой смущаются и, пытаясь сгладить момент, уводят своего малыша в другую сторону или стараются сменить тему. Ребенок, не получив четкого ответа, так и остаётся в неведении. Неоднозначное поведение родителей смущает еще больше: “Наверное, я что-то сделал не так и про это не надо говорить”. В редким случа ях родители готовы поговорить, но в присутствии второй семьи теряются, опасаясь сказать что-то неправильно и обидеть.

Эта сцена разыгрывается на глазах ребенка с инвалидностью и его семьи. В половине случаев у этих детей нет ментальных нарушений, а значит, они всё понимают и переживают очередную травму. В то же время родители проживают весь спектр негативных ощущений: жалость, обида, злость, бессилие. “Я готова сама отвечать на эти вопросы”, - говорила одна из мам-участниц проекта, - “но дети адресуют их своим родителями. А те в свою очередь просто не знают, что сказать”.

Выше я описала цивилизованный вариант такой встречи. При подготовке сценария мультфильма я получила массу писем от мам детей с ОВЗ, в которых были приведены цитаты того, что они и их дети слышат на площадке:

  • Не видишь, он псих. Отойди от него.
  • Сейчас ему мама сумку несет, а потом жена носить будет.
  • Она ничего не понимает, не разговаривай с ней.
  • Отойди, он заразный.

Людям не хватает знаний, чтобы делать верные выводы и передавать их своим детям. Люди не находят слов, которые были бы тактичными и отражали бы реальную ситуацию. Формирование культуры общения - это длительный процесс, который охватит не одну ситуацию и десятки вопросов.

Но если вдруг завтра на площадке ваш малыш покажет пальцем на ребенка с особенностями и во весь голос удивленно спросит: "Мааааам, а что это с ним? Он больной?", – сохраните в памяти несколько домашних заготовок. Они тактичны, обтекаемы, а главное, предельно честные и добрые.

Самое важное - снять страх и объяснить, что это ребенок - не с другой планеты. Он такой же, как и ты.

  • Хорошо, что ты спросил об этом.
  • Он не больной и совершенно точно не заразный.
  • То, что он непонятно говорит (медленно ходит, у него высунут язык, у него трясутся ручки и тд) - это его особенность. У каждого человека есть свои особенности. Например, я очень громко смеюсь, когда мне весело, дядя Ваня сильно кашляет, а у Марины волосы кудрявые .
  • У него, как и у тебя, есть любящая его мама и семья. И чтобы научиться ходить, они каждый день вместе делают гимнастику.

Для того, чтобы ребенок научился налаживать контакт, можно дать несколько советов:

  • Если ты захочешь, ты сможешь помочь ему узнать окружающий мир. С твоей помощью ему станет легче и интереснее познавать ново е.
  • Он не умеет говорить, но очень любит слушать сказки и истории.
  • Он не умеет пока ходить, но он любит гулять, кататься на коляске в парке и слушать, как поют птицы.

Одна из мам написала мне свои рекомендации, и они глубоко тронули моё сердце: "Мой ребенок любит запах мандаринов и будет рад разделить этот момент с другом".

Если ваш ребенок не хочет вступать в диалог, не нужно на этом настаивать. Дружить "через силу" всегда неприятно. Вы уже сделали важное, - отреагировали спокойно, дружелюбно и открыто. Сняли опасения ребенка, дали понять, что особенность - это не что-то за гранью привычного. Особенность - это просто отличие, которое не должно становится между людьми. Давайте научим наших детей быть добрыми!

В ходе подготовки мультфильма я слышала версии о том, что дети не видят различий между обычными и особыми детьми. Да, они не видят их до определенного возраста. Но с 4-5 лет они не могут не заметить, что мальчик не говорит, девочка не ходит или ходит “как-то не так”. Если ребенок не задает вам вопросов, значит, связь между вами уже нарушена, и её надо срочно восстанавливать, возвращать доверие. Родитель - это тот человек, к которому ребенок идёт со всеми своими бедами и радостями, вопросами и предположениями. И мы просто обязаны быть его проводником в жизнь, адаптировать его к реальности и воспитывать культуру общения.

Социальный семейный мультфильм "Про Диму" выходит 17 октября. Его сюжет строится как разговор мамы и дочки, которая задает вопросы о непохожести людей и учит строить отношения с теми, кто по каким-то причинам от нас отличается.

Героев мультфильма озвучили Ольга Шелест и дочка рэпера Басты Маша Вакуленко. А самого Диму озвучил Артем Леонтьев, мальчик с диагнозом аутизм. Средства на реализацию проекта собирались через краудфандинг в интернете, а создан мультфильм совместно с известной анимационной студией “Паровоз”. На сайте prodimy.ru можно узнать об истории создания проекта и посмотреть видео с озвучки героев.

Мультфильм развенчивает основные мифы про детей с ОВЗ, демонстрируя, что диагнозы не помеха общению. Мультик подсказывает, как находить язык с теми, кто от тебя отличается, учит быть добрее, не верить слухам и не поддаваться предубеждениями. Именно в ходе разговора с мамой Мира приходит к пониманию того, что перед ней - просто мальчик и просто его мама, которые любят друг друга. А главное, что у Миры и у Димы есть много общего, - но про это уже лучше узнать из самого мультика.

Мозжечковый стимулятор

Мозжечковый стимуляторДля начала небольшое обобщение или ликбез для «чайников». Определимся для ясности с понятиями.

Абсолютное большинство отклонений развития (физического или ментального) (речевые , поведенческие, школьная неуспеваемость, синдром дефицита внимания, с гиперактивностью или без) коренятся в нашем мозге и управляются именно оттуда. Поэтому развитие (реабилитация или абилитация) любых сфер предполагает активизацию определенных зон коры головного мозга. Поскольку ЛЮБЫЕ умения и навыки, которые есть у человека – это выращивание (развитие, укрепление) нейронных цепочек (связей) в коре, то и развитие их условно носит общее название НЕЙРОКОРРЕКЦИИ.

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ – это развитие определенных сфер человеческого мозга через движение.

Нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только (!) в движении. В век тотальной гаджетизации всех сфер детской деятельности мы все меньше внимания уделяем простым детским играм на свежем воздухе, особенно командным. Ушли в прошлое лапта, прятки, казаки-разбойники, где ребенок в совершенно естественной среде обуча лся стратегическому мышлению, воображению, ориентировке в пространстве, и сюжетно-ролевой деятельности. Очень большая часть загрузки детского мозга приходилась на совершенно естественную, интересную ребенку деятельность и вопрос о мотивации к такой необходимой для детского развития деятельности никогда даже не всплывал.

21 век внес свои коррективы в окружающую действительность и утрата интереса, и снижение познавательной активности школьников стали естественными спутниками учебной деятельности.

Сегодня перед педагогами, к их узкой прикладной деятельности, прибавилась задача удерживать мотивацию и познавательный интерес на уровне, достаточном для процесса обучения. А для этого мозгу нужно вернуться на этап, где есть «недобор» определенных умений и выучить уроки, которые он в свое время «прогулял».

Что же такое мозжечок и мозжечковая стимуляция?

Мозжечок – это диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями нашего мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения.

В мозжечке больше 50% всех нейронов, которые есть в нервной системе. Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?

Очень долго ученые считали, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений.

Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка пересмотрена. Многие исследователи теперь считают, что мозжечок - это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.

Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. В мозге есть обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение. А это в свою очередь позволяет интегрировать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.

Нарушения в работе мозжечка блокируют способность ребёнка к обучению.

Мозжечковая стимуляция – это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной.

Что происходит с мозгом во время коррекции и как именно выглядят занятия?

Что происходит с мозгом во время коррекции и как именно выглядят занятия?Упражнения на неустойчивой платформе заставляют наш мозг работать в новом режиме. Тело балансирует, пытаясь сохранить устойчивое положение (равновесие), включаются более «глубокие» зоны головного мозга. Это открывает возможности стимуляции, в том числе и мозжечковой зоны, ответственной за положение тела в пространстве, координацию. Постоянным поиском баланса мы развиваем проприорецепцию, воспитываем так называемое «мышечное чувство». А нам это так необходимо для координированной работы артикуляционного аппарата и речи в целом.

Основным элементом тренажера является балансирующая деревянная доска, стоя на которой выполняются упражнения (отбивать и ловить мячи и другие предметы, попасть мячом в цель и др.) Игровое пособие способствует развитию общей моторики, осознанию схемы собствен ного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Ребенок, стоя на балансировочной доске и выполняет различные задания, связанные с синхронизацией двигательных и когнитивных функций, а также зрительно-моторной координацией. Например ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и при этом называет буквы алфавита. Курс дополняется общими вестибулярными упражнениями на фитболе, батуте, гимнастической скамье. Занятия можно начинать в возрасте 3-4 лет, продолжительность занятий 35 минут.

Кому нужна мозжечковая стимуляция?

  • Детям с диагнозом СДВГ
  • С нарушениями равновесия и мышечного тонуса
  • С общим моторным и речевым недоразвитием
  • С недостаточным развитием когнитивных функций
  • С поведенческими проблемами, вызванными сложностью с саморегуляцией
  • С образовательными проблемами, связанными с дислексией (дисграфией, дискалькулией)

Что можно получить в результате?

Что можно получить в результате?Программа мозжечковой стимуляции направлена на улучшение координации движений, восприятия и продуцирование устной и письменной речи, комплексную коррекцию нарушений чтения, письма и счета, на улучшение всех видов памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Занятия назначаются детям с нарушениями координации движений, нарушениями внимания, гиперактивностью, нарушениями аутистического спектра, нарушениями устной и письменной речи, проблемами с овладением школьными навыками.

Итак, с помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность иных коррекционных программ, в том числе, занятий с логопедами, педагогами, психологами. Программа подбирается индивидуально для каждого пациента, исходя из его возраста, особенностей и возможностей.

Дозированные физические нагрузки (ДФН)

ДФН - это метод, в основе которого лежит использование основных биологических функций организма-движения.

Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика – эффективный метод преодоления речевых нарушений. Это одна из форм активной терапии, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой.

Занятия по нейропсихологической коррекции

Занятия состоят из 2-х частей

Первая часть – коррекционно-развивающая работа, основанная на двигательных методах, включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития крупной и мелкой моторики рук, релаксации.

Психологическое взаимодействие

Дети редко могут выразить словами свое внутреннее психологическое неблагополучие. К тому же они не всегда понимают в чем именно причина их проблем. Если вы чувствуете, что ваш ребенок вдруг изменился, стал замкнутым, пассивным, менее жизнерадостным или наоборот неуправляемым, резким, капризным и вы не можете сами найти причину этих изменений - Вам необходима консультация детского психолога.

Исправление и улучшение речи детей

Чем раньше Вы обратитесь к логопеду – тем лучше. Специалисты центра окажут Вашему ребенку квалифицированную помощь. Ребенок овладевает речью постепенно. Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка.